http://nakashirke.narod.ru/

Государственный выставочный зал
English version "На Каширке"
Официальный сайт

Главная
Выставки
Мероприятия
Студии
Фотоклуб М-35
Художественный салон
ХУДОЖНИКАМ
Контакты
Партнеры

Прошедшие
выставки




Персональная выставка "Разное"
Михаил Куприков

18 марта – 12 апреля 2009г.
Живопись


М.И.Куприков родился в 1947 г. в Москве. Занимался в изостудии Дома пионеров Кировского района г. Москвы, преподаватель В.Смирнов. Учился в детской художественной школе №1 на Пречистенке, преподаватели М. Савицкая, В. Куликов, А. Шугрин, М. Рогинский. Несколько лет занимался в студии ДК ЗИЛ и ДКиТ на Волхонке, преподаватель А. Тюрин - ученик Г. Коржева.

В 1980г. принят в Объединение молодых художников при МОСХе, в 1995г. - в Творческий союз художников России, в 1999г. - в объединение «Художник» Южного Округа г. Москвы, в 2000г. - в Профессиональный Союз художников и объединение «Родники», в 2005г. - в Международный художественный фонд.

Первая персональная выставка состоялась в 1979 году на Волхонке,13, вторая - в галерее «Беляево» в1983 году.

Принимал участие в выставке «Лабиринт», которая проходила в разных городах Германии в 1988-1989 гг., на аукционе в Гамбурге коллекционерами были приобретены 2 работы художника - «Чаепитие в Гамбурге» и «Воскресный день».

М.И. Куприков - участник многочисленных групповых выставок в Манеже, Музее современного искусства, ЦДХ, Доме художника на Кузнецком, в выставочном зале на Малой Грузинской, галереях «Беляево» и «Пересветов переулок», ГВЗ «На Каширке».

Работы находятся в частных коллекциях России, Швеции, Японии, Литвы, Германии.



Статья в газете "Наш Изограф" (май 2009)

Разные по времени, стилю и мироощущению работы были представлены М.И.Куприковым на персональной выставке живописи, которая прошла с 18 марта по 12 апреля в ГВЗ «На Каширке».

Михаила Ивановича Куприкова – участника знаменитого международного аукциона Hauswedell&Nolte в Гамбурге 1989 г., участника многочисленных престижных, включая международные, выставок (в т.ч. в Манеже, Музее современного искусства, ЦДХ, Доме художника на Кузнецком мосту, выставочном зале на Малой Грузинской и др.), члена ТСХ России, Профессионального СХ, Объединений «Родники» и «Художник» ЮАО г. Москвы – трудно причислить к какому-то определенному направлению. Его искусство живет и развивается, формируя собственные визуальные коды.

Работы М. Куприкова всегда узнаваемы на выставках, благодаря устойчивой образно-пластической мотивации и своеобразной технике масляной живописи, в которую он привнес многое из того, что было найдено им в линогравюре. Особенно это касается его эффектных чернофонных работ, где при минимальной форме он добивается максимального эстетического качества.

На первый взгляд его искусство – очень стильное, – отличается простотой и наивностью, но это только на первый взгляд. Оно с довольно сложным, порой, философским и, в тоже время, ироничным подтекстом. Главное в его работах – интрига взаимоотношений, их пересечение и диалог о феномене нашего присутствия в мире как один из способов познания его вечной загадочности.

Эпатаж его живописи, в которой гротеск парадоксальным образом соединяется с психологизмом, является законным компонентом экспансии авангарда и воспринимается в контексте современного искусства.

Он возводит тонкие и затейливые интеллектуальные конструкции вокруг любого художественного явления. Через гротескные образы-символы художник стремится передать эмоциональный мир человека, преображая унылый ритм бытия в калейдоскоп человеческих чувств.

Интерес к человеку проявляется у М.Куприкова уже на раннем этапе его творчества, начало которого связано с поколением художников, чья творческая инициация приходится на 70-е годы. Нравственная проблематика и общность интеллектуального мироощущения с семидесятниками прослеживается в проникнутых теплом и задушевностью ранних работах 70-х, 80-х годов («Портрет матери», «Автопортрет», «Швея», «Моя комната», «Новый год», «Баянист»), выполненных в рамках плоско художественной, реалистической условности. В личностности и исповедальности этих работ воплощена одна из ведущих интонаций того времени – изображение художником своих родных, друзей, дома, мира окружающих его вещей и особого состояния души людей, живущих в Москве.

Брутальность, суровый аскетизм земляного колорита и пастозной экспрессивной манеры письма картин, связанных с социальными мотивами, таких как: «Маляр», «Строительство метро Пражская», «Петровский пассаж», «Гонки в Качалово», воскрешают в памяти искусство советского андерграунда, квартирные выставки.

Со временем тональность и направление творчества М. Куприкова меняются, что становится заметным в процессе перемещения по выставке, где раннее искусство столь тонко было перемешано с новым, что острые грани стирались. Постоянно одухотворяя и обогащая свое творчество поисками в области цветокомпозиционного построения плоскости, плотно и плоскостно написанной формы, доведения ее до знака символа, М.Куприков, с годами набирая опыт, впитывая и глубоко переживая опыт предшественников, обретает индивидуальную манеру письма.

Тяготение к аналитическому восприятию, ассоциативности мышления, принципам ритмически-музыкального построения образов, декоративной графичности приводит к моделированию собственного языкового пространства на основе создания пластической системы с использованием стилистики примитива и лубка, как одного из способов обращения с материалом. «Портрет отца» 2004 г. с поясняющим текстом, написанный в форме «народной картинки», является в этом смысле знаковой работой.

Интерес М.Куприкова к декоративности цветового строя за счет совмещения живописного начала и графичности, локальности цвета, способность на формальном уровне уравновесить композицию любой сложности, нашли проявление в серии пейзажей старинных московских улиц и площадей, в которых воплощено существующее как бы вне времени архитектурное совершенство города.

Взгляд художника трансформирует строгие силуэты зданий, мостов и набережных в сложную пространственную структуру, состоящую из локальных цветовых плоскостей, очерченных четким контуром. Своеобразием ретроспективного видения отличается внешнестилевая оболочка представленных в экспозиции пейзажей: «Битцевский парк» 1993г., «Мансуровский переулок» 2002г., «Бульвар» 2004г.

Весь этот цикл, включая пейзаж «Озерковская набережная», ставший призером «Золотой кисти» 1991г. и отмеченный также выставочным залом «На Каширке» как лучшее произведение выставки «Разное» за непревзойденное изящество манеры рисунка и высочайшую технику, скорее можно определить как образы памяти, нежели буквальное воспроизведение реальности.

Внимательный, анализирующий взгляд художника наделяет особой миссией предметы и вещи. Его усложнившееся мироощущение отражают несущие метафорический смысл декоративные натюрморты. Обобщенная трактовка, интенсивный цвет, пластическая насыщенность, цельность и острота придают оттенок таинственности их стилизованным формам. Так кактусы и букеты цветов, каждый со своим характером, наполняясь новыми смыслами и значениями, перерастают свою природу и начинают жить самостоятельной жизнью в духовном пространстве произведений.

Поиск своего шедевра у М. Куприкова связан также с обращением к историко-культурному материалу и опыту мастеров мировой живописи. Смешение прошлого с настоящим, любовь к цитированию, игра с классикой являются одним из постоянных мотивов его творчества. Он вступает в почтительный диалог, но диалог «на равных» со старыми мастерами, в результате чего рождается новая художественная реальность, которая воспринимается и звучит с известной долей самоиронии.

В подобных картинах-ремейках нет перебора, нет вычурности, только жесткая конструкция композиции и отсутствие иллюзии объема. Некоторые из этих работ могут шокировать, но камертоном в таких случаях является, как правило, вкус, который помогает художнику справиться с излишним артистизмом.

Неординарное решение «от Куприкова» и тоже с оттенком иронии в ремейке картины «Купание красного коня» 1996г., прочитанном многими как символ выставки. Вступая в перекличку с классикой, художник предлагает собственную трактовку шедевра К.Петрова-Водкина: красный конь – воплощение гордой красоты, благородства, энергии и могучей силы, –склоняет голову, укрощенный женщиной.

В другой картине, пронзительно острой и предельно ассоциативной «Сцене на балу» 1987г. по мотивам «Мастера и Маргариты» М.Булгакова, где в контексте таинственной жизни холста высвеченная белизна встречается со своей противоположностью, устанавливая хрупкое равновесие в скрещении миров, художник, подойдя на достаточно близкое расстояние и делая осязаемым потусторонний мир, останавливается, сохраняя дистанцию и понимая, что ближе подходить опасно.

Парадоксальность мышления автора часто находит проявление в форме иронии в картинах, отражающих вполне конкретные жизненные ситуации, в которых стирается грань между идеализированной моделью действительности и самой действительностью («Телевидение» 1999г.). Ирония в той или иной степени присутствует также в портретных образах, созданных художником: «Фотограф», «Литератор», «Успешный художник» (1986 – 1987г.г.), «Рабочий и служащий» 2000г.

К работам, которые привлекли внимание публики, можно отнести, отмеченный условностью живописного видения, утонченной пластикой и мерцанием изысканной гаммы серо-коричневых тонов, идиллически-безмолвный пейзаж 1986г. «Обводной канал», передающий дыхание города и чувственный образ его исторического пространства.

Большой интерес вызвала также наполненная культурными реминисценциями и глубоким внутренним смыслом «Картинная галерея» 1979г., в которой наложение, сквозь схему сюжета «Явления Христа народу» А.А.Иванова, друг на друга двух пластов художественного мышления привело к удвоению образа, стиранию грани между реальностью и мечтой. Существованием на стыке, ощущением чего-то важного, моментом ожидания и особым состоянием погруженности в себя, сосредоточенности эта работа, также как полотно «Художник» 1986г., в котором затрагивается тема одиночества человека в большом городе, воспринимается романтическим, мечтательным, психологизирующим вариантом московского концептуального искусства. В этих своих произведениях М. Куприков особенно убедителен и глубоко содержателен.

Метаморфозы творчества М. Куприкова, несущие на себе отпечаток его личности, и переход от одного стиля к другому связаны с его интеллектуальными интересами, системой взглядов, жизненным опытом, традициями, сменой исторической формации на изломе перестроечной эпохи. Ища способ выразить себя в искусстве, свой стиль он создал из собственной биографии, поскольку он смотрел, впитывал из среды, которая его окружала, вычитывая из книг только то, что уже нёс в себе. Представленные на выставке интригующие, ироничные и в чем-то эпатажные произведения, в которых воплощена наша жизнь в ее удивительных проявлениях, полностью не дают ответов на вопросы, но они дают возможность почувствовать художника – мастера эпатажа, интриги, самоиронии и его непрерывно развивающееся искусство.

Эти произведения, отмеченные яркой индивидуальностью и внутренней культурой, – о вызове. В них художник нарушает правила, но именно это и обеспечивает ему движение вперед. Он творит свой собственный мир, сотканный из переживаний и абсолютно необходимого для нашего существования ощущения игры, игры на высокой ноте, трогающей, вызывающей улыбку и ассоциации с чем-то очень важным, имеющим место в нашей жизни и делающим нас чуточку счастливее, – музыкой дождя, например, или золотым листопадом…

Искусствовед Л.Чекалина,
зав. экспозиционным отделом ГВЗ «На Каширке»,
член Ассоциации Искусствоведов,
Творческого Союза Художников России
и Международной Федерации Художников






проект  Любови Кузьминой;  mailto:nakashirke@mail.ru
Copyright ©2004, Людмила Кузьмина, All Rights Reserved Worldwide
http://nakashirke.narod.ru

Hosted by uCoz