http://nakashirke.narod.ru/

Государственный выставочный зал
English version "На Каширке"
Официальный сайт

Главная
Выставки
Мероприятия
Студии
Фотоклуб М-35
Художественный салон
ХУДОЖНИКАМ
Контакты
Партнеры

Прошедшие
выставки




Выставка "Материнская живопись Татьяны Чувашевой"

23 октября – 9 ноября 2008 г.
Живопись, графика


Материнская живопись, безусловно – не термин. Это определение личного свойства. Для любого ценителя живописи, во-первых, значимо понятие живописи, а материнское – его приложение.

Детский портрет как жанр, как ответвление в традиции парадного портрета существует веками, и что с того, скажет тот, кто впервые столкнулся с полотнами Татьяны Чувашевой, что пишет их молодая мать? Дети. Вопрос лишь в том, что видит в них художник, как представляет их. Для Татьяны Чувашевой дети – чудо, обыкновенное чудо, наблюдаемое ежедневно. И сколь долго не будет оно рядом, все равно его природа остается чудесной, а оттого непривычной, удивляющей и заставляющей замирать в предчувствии ежесекундных стремительных изменений.

Картины Татьяны Чувашевой – заместительные микстуры, снадобья, применение которых также показано глазу и взрослых, и детей, как чтение Питера Пэна и историй про Льва и Волшебницу. Только картины Татьяны как волшебные окуляры приближают сказку дома.

Графика Татьяны Чувашевой апеллирует к культурной памяти зрителя, способного оценить тонкое проникновение в психологию ребенка и чувственное графическое воспоминание о рисунках великих художников прошлого, европейцев: Веласкеса, Калло, Ватто, авторов русской школы: Серова, Репина, Петрова-Водкина. Почему столь широк временной разброс тех имен, к которым восходит традиция ее рисунка? Европейская графика XVII века живее и импрессионистичнее, она легче откликается на мимолетные изменения состояния модели, чем живопись той поры. Артистизм линии, моделировка объемов, как в фарфоровых барельефах, - уже в те времена графический портрет был не только портретом, выражением образа модели, но игрой, свидетельством великого мастерства художника, позволяющего любоваться обнаженным от красок рисунком, самым средоточием своего искусства. Русские художники рубежа XIX – ХХ веков были представителями двухвековой школы академического рисования, но они шли дальше, чем простое копирование образцов прошлого или подражание натуре. На рубеже прошлого столетия психология оказалась в центре фокуса пристального внимания всего общества, а интеллектуалы открыли для себя мир детства как центр, из которого вырастают все достоинства и проблемы взрослой личности. Кроме того, в окружающем мире художников начали глубоко интересовать проблемы пространства, взаимоотношения замкнутой формы, например, изящной детской головки, и окружающего её мира, вихреобразной пустоты, распахивающейся вокруг маленького комочка жизни… И еще импрессионизм как направление в искусстве, работающее с темой времени, и фотография, как способ мгновенной фиксации состояний – они оказали влияние на становление стиля русских художников той эпохи.

Рисунки Татьяны Чувашевой, элегантные детские портреты, для ценителя искусства, знатока его истории, наполнены всей сложностью пластических и мировоззренческих проблем, которые были поставлены ее великими предшественниками.

Сложность этих проблем и законы развития искусства заключены в том, что новые вопросы, новые проблемы могут быть поставлены, но они никогда не будут окончательно решены, что предоставляет новым поколениям художников, и нашим современникам, среди которых Чувашева, и художникам будущего, заново отвечать на эти вопросы, самостоятельно осознавать, что есть человек, хрупкое и прекрасное и загадочное начало сознающего космоса…

Ирина Ю.Чмырева, к. и., Международная ассоциация искусствоведов







проект  Любови Кузьминой;  mailto:nakashirke@mail.ru
Copyright ©2004, Людмила Кузьмина, All Rights Reserved Worldwide
http://nakashirke.narod.ru

Hosted by uCoz