http://nakashirke.narod.ru/

Государственный выставочный зал
English version "На Каширке"
Официальный сайт

Главная
Выставки
Мероприятия
Студии
Фотоклуб М-35
Художественный салон
ХУДОЖНИКАМ
Контакты
Партнеры

Прошедшие
выставки




Выставка "Жил-был художник один..."
Памяти Льва Бурлуцкого (1932 - 2005)

25 сентября - 19 октября 2008 г.
Живопись


Выставка посвящена светлой памяти замечательного живописца Льва Анатольевича Бурлуцкого. Он родился в 1932 году в Пензе, творческий и жизненный путь завершил в 2005 году в Москве. В 1973 году окончил Московское высшее художественно-промышленное училище, бывшее Строгановское (в настоящее время Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова). Специальность – декоративное и оформительское искусство – служила ему заработком. Но главным делом жизни, единственной его любовью и страстью, всегда была живопись, самостоятельное освоение которой он начал задолго до получения образования.

Художественное дарование Л. Бурлуцкого проявилось рано и, видимо, досталось ему по наследству: дедушка по материнской линии был иконописцем. Об уровне профессионализма, достигнутого еще до учебы в Строгановке, красноречиво свидетельствуют показанные на выставке работы 1950–1960-х годов. Неслучайно еще во время службы во флоте в Крыму матрос Бурлуцкий был командирован на работы по восстановлению панорамы Ф.А. Рубо «Оборона Севастополя», где прошел живописную школу под руководством таких известных мастеров, как П.П. Соколов-Скаля и В.И. Гранди (первая пол. 1950-х гг.). В 1970–1990-х годах работал по заказам Художественного фонда РФ, участвовал во многих всесоюзных, республиканских и региональных выставках, однако его персональная выставка при жизни так и не состоялась.

Экспозиция построена как целостный ретроспективный взгляд на искусство Льва Бурлуцкого. Гармонично представлены основные периоды творчества в его жанровом разнообразии, при этом главное место неслучайно уделено пейзажу. Творческое наследие художника обнимает более полувека (нач. 1950-х – 2005 год), но ясно, что перед нами, прежде всего, пейзажист, хотя высоким профессионализмом отмечены не только пейзажи, но и портреты, натюрморты, жанровые зарисовки, показанные на выставке.

Именно пейзаж стал душой творчества Л. Бурлуцкого. Не имея мастерской, где художник мечтал писать крупные полотна, он чаще всего ограничивался натурными пейзажными этюдами среднего или малого формата, которые рассматривал лишь как подготовительный материал для будущих «настоящих» картин. Однако было очевидно, что натурный этюд давно стал самостоятельным жанром в его творчестве. Экспозиция свидетельствует, что именно в пейзажном односеансном этюде в самых разных техниках (масло, темпера, гуашь, пастель) и манерах письма художник достиг виртуозного мастерства. Тематика этюдов включает не только природный мотив, но также городской и сельский пейзаж, часто с элементами жанра.

Красота боготворимой им природы во все времена года запечатлена художником не только с большим мастерством, но и огромной любовью. Работы большей частью были не заказными, и единственным побуждением к творчеству становилось душевное расположение художника к тому или иному натурному мотиву. Особое место здесь занимает ближайшее Подмосковье, где мастер прожил несколько последних десятилетий, так что многие полотна приобрели теперь и документально-историческую ценность.

Личная судьба Льва Бурлуцкого была достаточно драматичной. Сиротская бытовая неустроенность – обстоятельства жизни очень рано лишили его родительской опеки – сформировали в нем натуру человека доброго, душой открытого к людям, но по-детски не защищенного, не способного позаботиться о себе. Парадоксально, что явно способный оценить себя как художника, Лев Анатольевич даже в пору творческой зрелости нисколько не заботился о формальном повышении своего профессионального статуса, например, он до бесконечности откладывал вступление в Союз художников, – поход на этюды был для Льва Бурлуцкого всегда намного важнее. Совершенно взрослый человек в творчестве, в жизни Левушка, как называли его друзья, оставался ребенком. Одиночество и безвестность при жизни – высокая цена, однако следует признать, что ею была оплачена возможность подлинного творчества, свободного от сиюминутной околохудожественной конъюнктуры. Выставка представляет интерес не только как еще одна с опозданием открытая страница в истории отечественной живописной школы. Наследие мастера дает немало поводов для более пристального изучения, в частности, как редкий творческий опыт социально абсолютно не ангажированного (независимого от званий, участия в творческих союзах, рыночного заказа) высокопрофессионального художника.

Уже дав выставке название, обнаружили в интернете, что пронзительные строки, посвященные Нико Пиросмани, прозвучали и применительно к другим творческим людям. Наше название – не плагиат, оно возникло в сознании спонтанно: уж очень много поразительных параллелей в судьбе художника Льва Бурлуцкого, и трагичных и отрадных вместе с тем. Действительно, «жил-был художник один, много он бед перенес…», но жизнь его, несомненно, была озарена светом и радостью творчества.

Людмила Самарина

Репортаж с выставки «Жил был художник один…» корреспондента сайта "Движение "За возрождение отечественной науки"









проект  Любови Кузьминой;  mailto:nakashirke@mail.ru
Copyright ©2004, Людмила Кузьмина, All Rights Reserved Worldwide
http://nakashirke.narod.ru

Hosted by uCoz