http://nakashirke.narod.ru/

Государственный выставочный зал
English version "На Каширке"
Официальный сайт

Главная
Выставки
Мероприятия
Студии
Фотоклуб М-35
Художественный салон
ХУДОЖНИКАМ
Контакты
Партнеры

Прошедшие
выставки




Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии РФ Татьяна Сельвинская и ее ученики Андрей Плигин, Александр Герасимов, Ростислав Ешурин
Выставка "ПсиХо!Арт"

30 марта - 10 апреля 2011 г.
Живопись


ПсиХо!Арт или Живопись – это счастье

Эта выставка необычна во всех отношениях – и по составу участников, и по концепции, объединившей их. В центре этого интереснейшего проекта личность легендарная – Татьяна Ильинична Сельвинская - живописец, сценограф, поэт, не раз удивлявшая знатоков искусства смелыми экспериментами и неповторимым видением мира. Все, кто знаком с нею, знают об особом даре Сельвинской – щедро делиться своими знаниями, она идеальный учитель и среди ее учеников множество талантливых художников, ставших известными. Не у каждого художника в мастерской увидишь, то, что увидела однажды я. Группа молодых людей, с азартом пишут картины, и как позже выяснилось, они взяли в руки кисти первый раз в жизни. Так я стала свидетелем начала настоящего художественного эксперимента, результатом которого - данная выставка. Началось все с научного интереса молодых психологов Андрея Плигина и Александра Герасимова, занимающихся психологией творчества, желающих опрозрачить различные секреты мастерства. Почти сразу у каждого из участников этого живописного эксперимента обозначились свои темы, пристрастия, стилевые особенности. Как говорит Андрей Плигин, доктор психологических наук, «длительные диалоги об искусстве пробудили азарт действенного познания, потребность самим прикоснуться к тайне рождения живописного произведения: услышать цвет, увидеть звук краски, осязать вязкость фактуры…».

Первые работы, созданные в мастерской Т. Сельвинской, - абстрактные композиции, которые писались под музыку Шопена, Моцарта, Баха. У самой Татьяны Ильиничны есть серия работ «Музыка», и начинающим художникам, пока еще не владевшим законами перспективы и композиции, важно было дать полную свободу. В этих композициях цвет и линия, как главные выразительные средства передают ритм и тональность музыкального произведения.

Природа как отражение гармонии мира, как продолжение бесконечного диалога человека с мирозданием – главная тема Андрея Плигина. Его картина «Воспоминание во сне» близка «наивному» искусству, где автор, избегая конкретности (все-таки река или дорога уходит вдаль?), предлагает нам открыто эмоциональное восприятие далекого воспоминания. В полиптихе «Времена года» он очень тонко работает с цветом, соединяя нежными тональными переходами зиму, весну, лето и осень, напоминая о непрерывном движении жизни. Очень красив натюрморт с ирисами похожими на бабочек, где напряженное сочетание локальных цветов и четкость линий дают ощущение абсолютной завершенности.

Живопись Александра Герасимова декоративна: цветы с острыми лепестками и листьями на золотом фоне подобны праздничному салюту; странная фантастическая птица с хвостом-шлейфом, распростертая на фоне цветных окружностей, как будто пересекая космос, устремляется к солнцу (не знаю, почему, но у меня эта картина вызывает ассоциации с Икаром. Неужели и ей суждено опалить свои крылья?). В абстрактной композиции, которая писалась под музыку, явно присутствует пейзаж: за разнообразными формами и линиями, преимущественно плавными, угадываются алый парус на волне, горы, пещера, дерево.

У Ростислава Ешурина очень гармонично соединяются конкретность изображения и обобщение, придающее самому обычному сюжету символическое звучание, например в натюрморте «Осень» на ярко синем фоне изображены веточки с желтыми листьями, внизу плоды. Сияние желтого цвета на синем фоне, подобное сиянию золота – роскошное живописное решение этой темы. Обращаясь к истории о Прометее, художник обостряет конфликт, заложенный в мифе: его герой крадет не просто огонь, он забирает у богов космос. Эта работа очень интересна и сложна в композиционном построении: художник внутри одной картины дает несколько перспектив, задает разнонаправленное движение.

Такие разные ученики, все – личности! А сама Татьяна Сельвинская снова удивляет нас разнообразием художественных приемов и грандиозностью тем. Большой зал экспозиции отдан Учителю. К «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина Сельвинская обращается не впервые. Полиптих из пяти картин, написанных в технике гризайли, - еще одно прочтение великого произведения. Смело и убедительно она помещает Пушкина-«Каменного гостя»! в центр композиции, разъединяя Моцарта и Сальери, а крайними слева и справа становятся «Скупой рыцарь» и «Пир во время чумы». Таким образом, главная тема, звучащая в полиптихе – торжество искусства, побеждающего смерть. Жанр автопортрета тоже, казалось бы, не нов в творчестве Татьяны Сельвинской. Но опять она удивляет нас своим бесстрашием. «Знать иль не знать?» или «Автопортреты». Разговоры с самим собой и вопросы, которые мы задаем себе, пожалуй, самые трудные в жизни, не каждый будет рассказывать об этом. А Сельвинская делает это! Мир реальный – маленький, и грандиозный мир загадочных пирамид; внутренний мир человека в пространстве Вселенной – сложная философская тема находит выражение в технике. Т. Сельвинская соединяет гризайль с цветом, подчеркивая разность измерений.

Удалось ли молодым психологам разгадать вечные тайны Мастерства: откуда берется вдохновение, где заканчивается ремесло и начинается искусство? Наверное, что-то навсегда останется загадкой. Но одно они знают точно – не нужно страшиться взять в руки кисть и попробовать оставить на холсте свой образ мира. Если тебе есть что сказать, а ты не знаешь как, найди своего учителя.

Кто-то увидит в работах начинающих художников сходство с Мастером-Сельвинской и усмотрит в этом недостаток, но Татьяна Ильинична этого не боится – на то они и ученики! На кого же они должны быть похожи? Ясно одно – этот творческий союз необходим в равной степени и Т. Сельвинской, которой есть, что отдавать, чем делиться, и молодым художникам, которые жаждут постигнуть тайны искусства, и нам, зрителям, получившим возможность восхищаться, спорить, думать. Потому что, как сказал один из учеников Т. Сельвинской Ростислав Ешурин: «Живопись – это счастье!». И, наверное, это главное, чему учит Сельвинская.

Татьяна Батова, искусствовед,
Государственный центральный
театральный музей им А.А. Бахрушина.









проект  Любови Кузьминой;  mailto:nakashirke@mail.ru
Copyright ©2004, Людмила Кузьмина, All Rights Reserved Worldwide
http://nakashirke.narod.ru

Hosted by uCoz