http://nakashirke.narod.ru/

Государственный выставочный зал
English version "На Каширке"
Официальный сайт

Главная
Выставки
Мероприятия
Студии
Фотоклуб М-35
Художественный салон
ХУДОЖНИКАМ
Контакты
Партнеры

Прошедшие
выставки




Выставка "Весёлые лоскутки"
Студия лоскутного шитья "Жар-птица"

14 - 31 мая 2009г.
Квилт


Лоскутное шитьё корнями уходит в глубь веков и тесно переплетено с традиционными ремёслами разных народов. Разнообразное сшивание небольших кусочков ткани, аппликация и стежка, вышивка и отделка, цвет и фактура - всё это связано и отражает историческое развития народа. Первые образцы, которые смело можно отнести к лоскутному творчеству, были найдены в египетских захоронениях и при археологических раскопках на Шелковом Пути.

Само понятие «стёганое одеяло» берет истоки от латинского слова culcita, означающее матрац или подушку, заполненную чем-то мягким и тёплым, например, перьями, шерстью или волосом. А вот первые стёганые изделия в Европу и Россию «пришли» в XVII в. с Востока, вместе с прекрасными хлопковыми тканями, которые были дороги и их использовали крайне экономно, до последнего маленького лоскутика. Из обрезков, оставшихся после покроя нарядов, шили подушечки, одеяла для детей и различные предметы для церковных ритуалов. Музейные и частные коллекции хранят экспонаты, датированные XVII-XVIII вв. Например, одеяла с орнаментальным узором, прекрасной аппликацией и стёжкой можно увидеть в Levens Hall в Камбрии, Великобритания. Дата его создания - 1708 г.

Распространение домотканых и менее дорогих хлопковых тканей позволило создавать простые утилитарные изделия, используя несложные геометрические фигуры прямоугольников, треугольников и полос. Эти вещи были практичными - одеяла, коврики, подстилки для лавок и сундуков - и активно использовались в домашнем обиходе, что и объясняет их плохую сохранность.

Судьбоносным фактором в истории развития стёганого одеяла стало переселение европейцев в Северную Америку. Поставки тканей были не регулярны и каждый имеющийся кусочек заботливо сохранялся и использовался для замены более ветхого. Сохраняя основы творчества своего народа, переселенцы создавали новые традиции, которые в последствии стали визитной карточкой американского печворка. Геометрические блоки, аппликации, техники «crazy», богатая стёжка тех старинных работ до сих пор поражают своей изобретательностью и творческим потенциалом мастеров.

Параллельно с обустройством стал складываться и новый образ жизни, в котором лоскутное творчество занимало немало места. Например, коллективная работа над простёгиванием одеяла. В ней принимали участие близкие родственники и соседи, причем и мужчины, и дети. Лоскутная заготовка с подкладкой и ватином натягивалась на раму, а мастера садились вокруг и простёгивали все три слоя. Другие им помогали, продёргивая нитки в иглы, готовя пищу или развлекая собравшихся. Эта работа становилась большим события, которого с нетерпением ждали, к нему готовились и с огромной радостью выполняли долгими зимними вечерами. XX в. принес активное вовлечение женщины в производственный процесс и общественную жизнь, что, конечно же, снизило интерес к рукоделию вообще, и к лоскутному шитью в частности. Стеганые одеяла перекочевали в кладовки или на чердаки.

Возрождение интереса было связано частично с выставкой стёганых одеял, организованной в Музее Whitney в Нью-Йорке в 1971 г. и затем в 1976 г. празднованием 200-летия Америки. Американцы увидели, что именно стёганые одеяла (квилты) в узорах и их названиях ярко и полно передают историю страны, и тесно связаны с жизнью каждого его жителя. Например, к свадьбе девушка готовила себе приданое из 12 квилтов, а 13-й ей шили подруги, включая кусочки тканей от нарядов, которые невеста носила в детстве. Молодой человек, уходя на заработки, брал с собой одеяло, которое согревало его в чужих краях. Похожую историю могут рассказать в любой американской семье. Возобновлённый интерес к квилтам вдохновил многих мастеров на шитье украшений для стен – панно. Возможность работать с цветом, орнаментом, фактурой современных тканей, прекрасное швейное оборудование позволили преодолеть бытовые границы стеганых изделий и перейти к созданию художественных произведений.

В России, как и повсеместно, хозяйки бережно использовали кусочки тканей, но развитие лоскутного шитья началось с появлением в XIX в. недорогих ситцев машинного производства. В коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге имеются изделия, некоторые из которых датированы 1862 г. Сохранились документы, где описано, как именитые дамы шили для Нижегородской ярмарки лоскутные панно по рисункам известных художников – роскошно и изысканно.

Революционные перемены в стране привели к тому, что шитьё из лоскутков стало лишь экономным способом продлить жизнь какой-то вещи. Однако такие изделия не попадали в музей, так как имели сугубо прикладной характер.

В 70-х годах, после первых поездок на международные показы мод, отечественные художники стали активно применять лоскутную сборку при создании коллекций. Особого успеха добились Тамара Ивановна Санчес и Татьяна Игоревна Смирнова. Их работы стали первыми ласточками лоскутного творчества самого высокого уровня. Нельзя забыть мягкие, переливающиеся расцветки лоскутных юбок и жакетов Тамары Ивановны, живописных, словно нарисованные панно. И все это в народном стиле, но необычайно элегантно и изыскано. У Татьяны тоже многие изделия похожи на знакомые русские костюмы, но настолько ослепительны по своей яркости, свежести, столько в них жизни и энергии, что нельзя оторвать глаз. На этих произведениях воспитаны мастера, которые сейчас пропагандируют, преподают и шьют изделия из ткани.

С 1988 года помимо собственного творчества я много времени уделяю преподаванию. За эти годы в ученицах побывало много женщины. И большинство, увлекшись лоскутным шитьем, не расстаются с ним никогда. Для кого-то это становится новым хобби. А для многих наши занятия дают старт новому дыханию в жизни: расширяется мировоззрение, открываются таланты, в позитивную сторону меняется отношение к себе и к жизни. И это совершенно не зависит от возраста.

Первый российский фестиваль лоскутного шитья в г. Иваново (1997 г.) вдохновил на создание коллективной работы. И мастерицы созданного клуба «Жар-птица» сшили ковёр «Калейдоскоп». С ним мы участвовали в региональной выставке в г. Электросталь (1998 г.) и во втором Всероссийском фестивале в г. Иваново, где и получили Диплом. В последующие годы для выставок самого разного масштаба было сшито много совместных работ.

На сегодняшний день наше объединение называется Студия «Жар-птица», так как определяющим является обучение и совершенствование мастерства всех, кто присоединяется к нам. Студия - это живой организм, новички приходят и становятся мастерами, получают призы и дипломы на престижных выставках и фестивалях и начинают обучать лоскутному шитью уже своих учеников. Как, например, Галина Степанова, Анна Кованцева.

В ГВЗ «На Каширке», где и проходят наши занятия, студия «Жар-птица» выставляет свои работы второй раз. Первая презентационная экспозиция прошла в сентябре 2008 г., Сегодня вниманию зрителей представлены работы, большая часть которых выполнена в течение последнего учебного года и наглядно демонстрирует, каких успехов достигли мастерицы. Широкие возможности, предоставляемые искусством лоскутного шитья, позволяют каждой ученице найти именно то, что ей наиболее близко и интересно.

Некоторые остановили свой выбор на создании одежды и пополняют гардероб лоскутными нарядами. На выставке представлены работы Людмилы Вариной, Светланы Евстифеевой, Елены Могуйковой, Альбины Блиновой.

Еженедельно выполняя «домашние задания» многие превращают его не просто в лоскутный образец, а создают произведения искусства. И особой популярностью, видимо в силу небольшого размера и практичности, пользуются наволочки. Их авторы - Татьяна Зубкова, Елена Артамонова, Нина Машкевич, Надежда Гусева…

Многих мастериц привлекают масштабные изделия. Одеяла и покрывала Марины Дубининой, Елены Мазур, Марины Обуховой, изготовлены на хорошем профессиональном уровне и цветовому исполнению, и по качеству шитья.

Среди всех учениц есть те, для кого не столь важен размер изделия, но интересна и важна форма рисунка. Составление композиций из геометрических узоров всегда находит своих истинных поклонниц. Убедиться в этом можно, взглянув на работы Елены Беловой, Регины Кропивянской, Надежды Волковой, Галины Зипфел.

Занятия в студии для многих учениц становятся еще и местом творческого общения, взаимодействия с единомышленницами, которые понимают с полуслова. Нередки случаи, когда группа почти в полном составе переходит на следующий год обучения и все вместе продолжают оттачивать мастерство. Очень приятно наблюдать этапы их творческого роста. Это Вера Архипова, Ирина Шелекетова, Людмила Сидорова, Альбина Блинова, Татьяна Кудрина, Раиса Маслова, Анастасия Шакун. Совершенно особым шармом отличаются изделия Грачевой Любовь Михайловны, пожалуй, самой опытной ученицы, участницы и дипломанта многих конкурсов и фестивалей.

Работы Ирины Гераськиной, Надежды Суббот, Марины Бабуровой, Ирины Матько-Крыловой, Веры Евдокимовой, которые пока лишь год посвятили основательному и планомерному освоению азов лоскутного шитья, уже отличаются индивидуальностью и творческим подходом. Перед ними, как перед каждым, кто посвящает время творчеству, безграничные просторы для раскрытия и реализации своих талантов. Даже если на первом занятии в это трудно верить, на самом деле в лоскутном творчестве нет ничего невозможного!

В рамках выставки запланированы мастер-классы по различным приемам лоскутного шитья.

Лариса Валентиновна БАНАКИНА,
руководитель студии «Жар Птица»
wwww.rusquilt.ru






проект  Любови Кузьминой;  mailto:nakashirke@mail.ru
Copyright ©2004, Людмила Кузьмина, All Rights Reserved Worldwide
http://nakashirke.narod.ru

Hosted by uCoz