http://nakashirke.narod.ru/

Государственный выставочный зал
English version "На Каширке"
Официальный сайт

Главная
Выставки
Мероприятия
Студии
Фотоклуб М-35
Художественный салон
ХУДОЖНИКАМ
Контакты
Партнеры

Прошедшие
выставки




Выставка "Что было, то было"
Памяти поэтессы Маргариты Агашиной

12-29 февраля 2004 г.
Живопись


В феврале 2004 года Государственный выставочный зал «На Каширке» начинает новый проект – «ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ». Он посвящен людям, ныне здравствующим, или навсегда ушедшим, популярным, или мало кому известным, - которых объединяет одно: их жизнь непредставима без Творчества. А жизнь окружающих благодаря их таланту становится ярче, духовно богаче, осмысленнее.

Заметить талант при жизни. Отдать ему должное, когда самого творца уже нет. Передать богатство души, дух времени через отражающие их произведения искусства, документы, предметы… Это главная цель проекта, призванного показать жизнь страны, Москвы, самого Времени, в которое мы жили и живем, воссоздав мир творческой индивидуальности – неповторимой, самоценной.

Проект открывает экспозиция памяти поэтессы Маргариты Агашиной, которой 29 февраля 2004 года исполнилось бы 80 лет.

Имя Маргариты АГАШИНОЙ в поэзии традиционно называют негромким. И это правда. По России ее стихи разлетелись прекрасными лирическими песнями Григория Пономаренко, Владимира Мигули, других композиторов – кто не знает «Что было, то было», «Подари мне платок», «А где мне взять такую песню», «Растет в Волгограде березка»… Но многим ли известно имя автора стихов? Парадокс в том, что строчки, ушедшие в народ, по пути утратив авторство, - редчайшая и самая драгоценная для поэта награда. Агашиной посчастливилось быть ее удостоенной.

Впрочем, в те уже давние, но памятные времена наивысшей популярности названных песен (70-е годы прошлого века), в отличие от дня сегодняшнего, была жива традиция предварять исполнение именами авторов, - и широкая публика эти имена знала. Вот строчки из письма народной артистки России Ольги Воронец, в мае 1971 года полученного Маргаритой Константиновной: «Пишу из Рязани, куда приехала с оркестром им. Осипова на два концерта. Народу тьма, принимают горячо. Только что были в Оренбурге. Что творилось после «А где мне взять такую песню»!!! Записки без конца, весь концерт ее ждут. Были в дальних районах – там засыпали цветами, встречали хлебом-солью, и опять же кульминационная точка – «А где мне взять…» Везде ее знают: только скажу – «музыка Пономаренко, стихи Агашиной», - уже гром! В Запорожье, во Дворце спорта, только начинала петь первые слова этой песни, зал взрывался. Спасибо Вам! Всем этим я обязана Грише и Вам особенно!..»

Негромкий, чистый поэтический голос Маргариты Агашиной истинные знатоки, любители стихов и слышали, и узнавали: за полвека работы в литературе у нее вышло более двадцати стихотворных сборников, несколько книг прозы, в том числе, для детей. «В ее лучших стихах подкупает психологическая достоверность, человечность, истинность переживаний, - писал Константин Ваншенкин. - Лучшие строки ее лирики сильны не только тем, что хорошо написаны, но еще более тем, что не придуманы, а выстраданы.»

Как подтверждение сказанному замечательным поэтом – признание самой Агашиной:
Так что гадать – что не было, что было!
Надеяться: мол, было – так пройдет…
Когда о том, что я тебя любила,
На всю Россию Зыкина поет!

И даже дружескую эпиграмму – жанр, не исключающий подтрунивания, колкости, - Сергей Смирнов строит на признании глубины и искренности дара поэтессы:
Коль песня светится до дна,
То в ней Агашина видна.
А коль сие погашено,
То это не Агашина!

Так же, как и лучшие строки, выстраданы главные, сквозные темы агашинской поэзии. Горькая и одновременно высокая судьба ее поколения, чья юность пришлась на Великую Отечественную. Женская доля – с любовью и предательством, радостью и болью, и той выстраданной свободой, когда «…уж ни счастья, ни несчастья ты мне не можешь принести». Солдатская судьба Сталинграда, а потом – возрожденного из руин Волгограда, где поэтесса прожила без малого полвека.

«Если бы я жила в другом городе, - утверждала она, - я писала бы совсем другие стихи (а может, и совсем не писала!). Его судьба, его люди, его матери и вдовы, его стройки, дороги, его необъятные, нелегкие поля – все это учило и учит меня жить, горевать и радоваться со всеми, не жалеть себя, оставаться самой собой.» Любовь к родному городу и его людям Агашина проявляла не только как поэт, но и как гражданин: выступала с публицистикой в прессе, прежде всего, в газете «Волгоградская правда», готовила и вела авторские программы на телевидении. Часто встречалась с читателями, в том числе и в самых удаленных уголках необъятной Волгоградской области. Неоднократно избиралась депутатом. Город ждал ее слова, прислушивался к нему – неизменно искреннему, без бумажки. Причем – редкий случай! - и простые люди считали Агашину СВОЕЙ, и городские власти – уважали (хотя вступить в КПСС она, как ни уговаривали, наотрез отказалась). Город отвечал ей взаимностью. Песня «Растет в Волгограде березка» (музыка Григория Пономаренко) в мощном, проникновенном исполнении народной артистки России Людмилы Зыкиной стала гимном города-героя, а автор стихов при жизни была удостоена звания «Почетный гражданин Волгограда», стала первым лауреатом литературной премии «Сталинград». Ныне именем Маргариты Агашиной названа улица. Народный художник России Виктор Фетисов заканчивает работу над памятником поэтессе, который будет установлен в центре воспетого ею города.

При жизни камерный скульптурный портрет Агашиной в белом мраморе был создан Надеждой Павловской (супружеская чета, скульпторы Надежда и Михаил Павловские, были ее давними, верными друзьями). Многолетние творческие, человеческие симпатии связывали Маргариту Константиновну и живописца Федора Суханова. Эти взаимоотношения так или иначе отражались в творчестве обеих сторон. И просто согревали.

С юности и до конца жизни поэтессе была безмерно дорога Москва: она окончила Литературный институт им. М.Горького. Вместе с однокурсниками Расулом Гамзатовым, Инной Гофф, Владимиром Корниловым, Наумом Коржавиным, впоследствии оставившим яркий след в отечественной литературе, училась у таких мэтров, как Павел Антокольский, Владимир Луговской, Михаил Светлов, Константин Паустовский, Константин Федин, Валентин Катаев.

Маргарита Константиновна часто приезжала в столицу – к близким и друзьям, по издательским делам, на писательские съезды. А останавливалась у родных, в Южном округе, где и расположен выставочный зал «На Каширке», ныне развернувший экспозицию памяти поэтессы. Материалы для выставки – книги, фотографии, документы, пластинки, памятные личные вещи, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, подаренные поэтессе друзьями-художниками, предоставила ее дочь – журналист, обозреватель еженедельника префектуры Южного округа Москвы «Южные горизонты» Елена Агашина. Выставка будет открыта с 12 по 29 февраля.



Из воспоминаний Надежды Павловской

…Я приходила к ней, в ее маленькую кухоньку – и она доставала какую-нибудь особенную настойку, делать которые была большая мастерица. Или просто пили чаек с чем-нибудь необыкновенным. И разговаривали, а еще – пели на два голоса нежные протяжные песни – «Летят утки…», «Вот кто-то с горочки спустился…». А то еще частушки всякие – она их множество знала:
Самолет летит – все кругом, кругом,
А мне понравился - да с золотым зубом!
С золотым зубом – коронка медная,
А я влюбилася, девчонка бедная…

Или эту:
Ничего, что мала, как горошинка,
А зато мила, да хорошенька!

У нее всегда и все было СО ЗНАЧЕНИЕМ. Каждая вещица в ее доме имела свою биографию, которую Рита бережно хранила в памяти. Может быть, поэтому мы с Павловским так любили придумывать ей нестандартные подарки. Уж кто-кто, а Маргарита и оценит, и поймет, и будет рада какому-никакому трогательному пустячку – колокольчику из тыквы со шнурком-«ослиным хвостом» и надписью «Прашу падергать, эсли не аткрывают!», деревянному «бубновому тузу» со стишком впридачу: «Дорогих подарков нету, а дешевых – не хочу… Лучше я тебе на память деревяшку выточу!»…

Она в долгу не оставалась – у меня хранится множество вещиц, в том числе, привезенных ею из дальних поездок. Деревянная пиала, на крышечке которой нарисована рябина, - из Кореи, ракушка – с Тихого океана. И даже коробка от духов «Белая сирень» с агашинскими строчками:
…И опять не с Вами я, именинница моя.
Мне бы с Вами посидеть, выпить с Вами чаю…
А за качество духов и за качество стихов –
Я не отвечаю!

Думаю, она оставила множество таких россыпей – друзей у нее было не счесть.


Что было, то было

Что было, то было:
Закат заалел…
Сама полюбила –
Никто не велел.

Подруг не ругаю,
Родных не корю,
В тепле замерзаю
И в стужу горю.

Что было, то было…
Скрывать не могла,
Я гордость забыла –
При всех подошла.

А он мне ответил:
- Не плачь, не велю.
Не ты виновата,
Другую люблю.

Что было, то было,
И – нет ничего!
Люблю, как любила,
Его одного.

Я плакать не плачу:
Мне он не велит.
А горе – не море.
Пройдет, отболит.


Растет в Волгограде берёзка

Ты тоже родился в России –
краю полевом и лесном.
У нас в каждой песне – береза,
береза – под каждым окном.

На каждой весенней поляне
их белый живой хоровод.
Но есть в Волгограде березка –
Увидишь, и сердце замрет.

Ее привезли издалека
в края, где шумят ковыли.
Как трудно она привыкала
к огню волгоградской земли,

как долго она тосковала
о светлых лесах на Руси, -
лежат под березкой ребята –
об этом у них расспроси.

Трава под березкой не смята –
никто из земли не вставал.
Но как это нужно солдату,
чтоб кто-то над ним горевал!

И плакал – светло, как невеста,
и помнил – навеки, как мать!
Ты тоже родился солдатом –
тебе ли того не понять…

Ты тоже родился в России –
березовом, милом краю.
Теперь, где ни встретишь березку,
ты вспомнишь березку мою,

ее молчаливые ветки,
ее терпеливую грусть.
Растет в Волгограде березка!
Попробуй ее позабудь.



Открытие мемориальной доски в Волгограде

Маргарита Агашина и Расул Гамзатов

Памятник М.К.Агашиной. Скульптор Виктор Фетисов.



проект  Любови Кузьминой;  mailto:nakashirke@mail.ru
Copyright ©2004, Людмила Кузьмина, All Rights Reserved Worldwide
http://nakashirke.narod.ru

Hosted by uCoz