http://nakashirke.narod.ru/

Государственный выставочный зал
English version "На Каширке"
Официальный сайт

Главная
Выставки
Мероприятия
Студии
Фотоклуб М-35
Художественный салон
ХУДОЖНИКАМ
Контакты
Партнеры

Прошедшие
выставки




Персональная выставка
Шань Жень Сы Ву
"Го Хуа - живая традиция"

28 сентября - 9 октября 2005 г.
Живопись

С 28 сентября по 9 октября в выставочном зале "На Каширке" пройдет персональная выставка китайского художника Шань Жень Сы Ву.

Искусство китайской национальной живописи Го Хуа имеет давние традиции. Они передавались художниками из поколения в поколение многие века. Произведения Го Хуа писались тушью на шелке или на рисовой бумаге. Техника и стили этой живописи остаются неизменными и современные художники Го Хуа наследуют традиции средневековых мастеров.

Cуществуют два основных стиля Го Хуа: «гун би» (прилежная кисть) и «сё и» (выражение идеи). Художник «сё и» оперирует свободной экспрессивной линией, небрежными, расплывающимися пятнами. Но за кажущейся небрежностью ощущается выверенность каждого элемента, соответствующая принципу «идея рождается раньше кисти». «Рисуя бамбук... прежде всего нужно вместить образ бамбука в себя самого, держать в руках кисть, внимательно всматриваться. И тогда, когда разглядишь, что ты хочешь написать, - стремительно привести в движение кисть и уже не останавливаться. Если потерять момент – образ исчезнет, будто его и не бывало,» - так писал об искусстве «сё и» знаменитый поэт и мыслитель XI века Су Дун По.

Именно в стиле «сё и» написаны работы, представленные на выставке «Го Хуа: живая традиция». Их автор – член Союза художников Китая, потомственный художник Шань Жень Сы Ву. В течение шести лет он жил в Шаолине, где изучал искусство каллиграфии. В имени Шань Жень Сы Ву присутствуют иероглифы, входящие в названия классических жанров китайской живописи: «шань-шуй» и «жень-у». Картины, написанные в пейзажном жанре «шань-шуй» (горы-воды), монохромны, в них используется принцип рассеянной перспективы. Пейзажи наполнены глубоким философским смыслом. Гора (шань) олицетворяет Ян – мужское начало, светлый активный принцип природы, вода (шуй) – Инь – женственный, темный и пассивный. Философия китайской пейзажной живописи раскрывается во взаимодействии этих двух начал. Определенное положение отдельных элементов картины, их сочетание представляет собой особый вид идеографического письма. Облекая свои размышления в образы природы, художник создает мир, где композиция становится художественным символом, развернутой метафорой. Изображение парящего над скалой орла, например, символизирует в этой традиции высший уровень духовных достижений.

Символизм вообще присущ китайской традиционной живописи. Так, в жанре «хуа-няо» (птицы – цветы) отражается воплощение древней философской идеи «великое в малом». В малом, по представлению китайцев, заключается безграничная красота окружающего мира. В изображениях цветов, зверей и птиц всегда также содержится дополнительный смысл. Например, пион – это символ богатства и процветания, бамбук означает стойкость и мужество, бабочка – долголетие. Еще одной глубокой традицией китайской живописи является нерасторжимость изображения и каллиграфического текста. В каллиграфии, как и в живописи «сё и», ценится сила и выразительность линии, гармония и утонченность. Часто каллиграфический текст представляет собой стихи. И картины приобретают дополнительную образность и многозначность. Поэзия как живопись, живопись как поэзия.

«…Когда рука пришла к кистям и туши, бывает что она блуждает и играет в забытьи…А годы, луны вдаль идут и в вечность, - и кисть пойдет искать неуловимых тайн...» ( Ван Вэй, китайский поэт VIII в.)

М. Кириченко, Л.Аксенова




Богомол. Рисовая бумага, тушь, 49х49 см




проект  Любови Кузьминой;  mailto:nakashirke@mail.ru
Copyright ©2004, Людмила Кузьмина, All Rights Reserved Worldwide
http://nakashirke.narod.ru