Государственный выставочный зал
English version "На Каширке"
Официальный сайт

Главная
Выставки
Мероприятия
Студии
Фотоклуб М-35
ХУДОЖНИКАМ
Контакты
Партнеры

Выставка «Графика Мексики»
произведения графического искусства 1937 - 1980-х гг.
3 - 13 сентября 2015 г.


Около двухсот экспонатов выставки предоставлено из фонда Академии народного искусства. Коллекция графики Мексики сложилась в результате многолетней творческой деятельности и обменных выставок между художниками Мастерской народной графики Мексики и Мастерской народной графики «Советский лубок», которой руководил Виктор Пензин, художник-график, коллекционер, ныне президент Академии народного искусства, художественный руководитель Московского музея народной графики.

Произведения крупного гравера XIX века Хосе Гуадалупе Посады (1851-1913) проникнуты фольклорным духом, особенно характерны для него «калаверы» - разнообразные сценки со скелетами, одетыми в одежды крестьян и горожан, помещиков и торговцев. «Калавера» (в переводе с испанского языка – череп) – обычай выполнять изображение черепов и скелетов в связи с Днем поминовения усопших.

Листы Леопольдо Мендеса (1902-1962), продолжающего традиции социально активного искусства Посады, подчинены одной ярко выраженной идее и приобретают характер монументального символа. Мендес стал основателемМастерской народной графики (1937 г.), руководил созданием серии антифашистских плакатов. Цикл документальных литографий, изображающих зверское убийство сельских учителей бандами религиозных фанатиков, выполнен в 1939 году. К 1942 году относится создание гравюры «Поезд обреченных для «Черной книги фашистского террора в Европе». Леопольдо Мендесу была присуждена Международная премия мира, её получила и Мастерская народной графики.

Серия гравюр «Образы мексиканской революции», созданная в 1947 г. художниками Мастерской народной графики, - самое крупное произведение объединения. На 85 листах задокументирована история борьбы мексиканского народа, начиная от крестьянских бунтов и первых забастовок промышленных рабочих. На выставке экспонируется двадцать шесть гравюр этой серии.

Почётный гость на открытии выставки 3 сентября в 17.00:
Хорхе Рейносо Поленс
, атташе по культуре Посольства Мексики в России.

Организаторы выставки АНО «Академия народного искусства» и ГБУК г. Москвы «Объединение «Выставочные залы Москвы», Галерея «На Каширке».
При поддержке Правительства г. Москвы и Отдела по культуре Посольства Мексики в РФ.

МЕКСИКАНСКАЯ ГРАФИКА

В XX веке одним из наиболее значительных явлений мировой культуры стало искусство Латинской Америки, прежде всего Мексики. Драматическая история этой страны изобилует жестокими завоеваниями, беспощадным угнетением народных масс. Исторические события определили содержание мексиканской графики — она тесно связана с социальной и политической жизнью.

Графическое искусство в Мексике связано с монументальной, стенной живописью. Это одна из важнейших особенностей мексиканской графики XX века. Первоистоки ее видны в иллюстрировании древних индейских рукописей и в рисунках на керамике. Рисунки — с выразительными силуэтами фигур близки к стилю монументальных росписей и рельефов.

В Мексику из Европы были принесены монахами живопись и гравюра. На белых стенах мексиканских монастырей в Чолуле, Уэхоцинго, Актопане возникали необычные композиции, выполненные черными линиями. Больше всего они походили на увеличенные гравюры. Росписи изображали сцены из жизни христианских святых, в них черно-белый причудливый узор напоминал индейские росписи и рельефы. Росписи рассчитаны на индейцев, не умеющих читать и писать, они должны были заменить книгу, и эта черта сохранилась в мексиканской графике до середины XX века.

Начало мексиканской графике положено крупнейшим гравером XIX века — Хосе Гуадалупе Посадой (1851-1913). Он работал как художник в газетах в Мехико. Резал по дереву бытовые сцены, иллюстрации, карикатуры, всего им выполнено свыше 15 тысяч гравюр. На его графическом наследии учились великие мастера монументального искусства: Ривера(1886-1657), Ороско(1883-1949), Сикейрос(1896-1974). Гравюры Посады откликались на все, что происходило в стране, они печатались большими тиражами на дешевой бумаге. В гравюрах Посады все проникнуто фольклорным духом — художник любил рисовать картин¬ки к народным песням и балладам, к басням и поучительным притчам. Особенно характерны для него «калаверы» — разнообразные сценки со скелетами, одетыми в одежды крестьян и горожан, помещиков и торговцев. «Калавера» (в переводе с испанского языка – череп) – обычай, распространенный в Мексике, выполнять изображение черепов и скелктов в связи с Днем поминовения усопших – 2 ноября. Тема «калавер» проходит через все искусство Мексики от древней керамической и каменной скульптуры до фресок Диего Риверы. В этой игре жизни и смерти мексиканцы издавна видели воплоще¬ние собственной судьбы, выражение непреходящей традиции.

Расцвет мексиканской графики начался с создания в 1937 году Мастерской народной графики, основателем которой стал Леопольдо Мендес (1902-1962). Художник после революции, с середины 20-х годов работал как гравер. Объединившая для коллективной работы десятки художников «Мастерская народной графики» одновременно способствовала творческому росту самого Мендеса. В 1938 году он руководит созданием серии антифашистских плакатов, в 1939 году выполняет цикл документальных литографий, изображающих зверское убийство сельских учителей бандами религиозных фанатиков, в 1942 году — гравюру «Поезд обреченных для «Черной книги фашистского террора в Европе». Растет его политическое сознание и мастерство художника, он становится в ряд крупнейших графиков XX века.

Мендес продолжает традиции социально активного искусства Посады, используя характерные для мексиканской графики монументальность и символичность. Каждый лист подчинен одной ярко выраженной идее и приобретает характер монументального символа. Композиции содержат конфликт, в котором принимают участие не только люди, но и стихии — земля и небо, пространство и огонь. Каждый сюжет — это мир в себе, целая поэма, но все вместе листы складываются в захватывающее повествование. Впечатляет композиция гравюры «Жажда», в которой выжженная земля и знойное небо обрушивают смертоносный жар на крестьянина, раскинувшего в отчаянии руки.

В 1947 г. художники «Мастерской народной графики» создают серию гравюр под названием «Образы мексиканской революции». Это самое крупное произведение объединения не только по широте темы, но и по силе духа и убежденности. На 85 листах отражены решающие этапы мексиканской революции. Здесь документирована история борьбы широких масс мексиканского народа, начиная от крестьянских бунтов и первых забастовок промышленных рабочих. Впервые серия была издана тиражом 550 экземпляров. На выставке экспонируется двадцать шесть гравюр этой серии. Среди них: «Крестьянский вождь Эмилиано Сапата» (Агирре), «Знаменитая стачка текстильщиков в Рио-Бланко», «Первые выстрелы революции», «Уэрта – символ реакции» (Пачеко), «В день столетия провозглашения Мексики», «Революция и стратеги» (Сальсе), «Народ поднимается против Уэрты» (Бельтран), «Простой народ организовал сбор средств» (Мора). Стремление к внешнему единообразию этих работ не мешает проявляться индивидуальности художественных почерков их авторов.

Созданная Мендесом «Мастерская народной графики» имела огромное значение для мексиканского, и для мирового искусства графики. В 1953 году ему присуждена Международная премия мира. Премию получила и вся «Мастерская народной графики».

«Мастерская народной графи¬ки» продолжала свою деятельность до 80-х годов ХХ века. Созданное прогрессивными художниками Мексики графическое наследие является одной из вершин мирового искусства.




Copyright ©2004-, All Rights Reserved Worldwide
http://nakashirke.narod.ru mailto:nakashirke@mail.ru